Таинства Церкви

 

Таинство Евхаристии (Причащения)
Таинство Евхаристии (Причащения)

После исповедания Православной веры и соблюдения Закона Божия, следующий пункт принадлежности человека к Церкви — это участие в Таинствах.

Хотя в храме мы можем видеть много священнодействий, Церковь выделяет семь основных Таинств. Катехизическое определение Таинства таково:

«Таинство есть от Бога установленное церковное священнодействие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Святого Духа».    

 Это значит, что:

 1) Таинства установлены лично Господом Иисусом Христом, а не придуманы человеком;                                                                                                                                                      2) Таинства принадлежат Церкви, а потому непонятны, бессмысленны и, более того — не нужны для людей нецерковных (и не желающих к Церкви присоединиться);                                                                                                                                       3)  очевидно уже из самого определения Таинства, что «невидимая благодать Божия» может подаваться только Господом. Поэтому, говоря обо всех Таинствах, необходимо признать, что Совершителем их является Бог. Но соработниками Господа, людьми, которым Сам Христос даровал право совершать Таинства, являются  епископы и священники Православной Церкви. Основание для этого находим в послании апостола Павла: Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих (1Кор.4;1).                                     4) Таинства имеют «видимый образ», то есть определенный Церковью чин совершения;                                                                                                                                                 5) условием принятия благодати Святого Духа является глубокая вера, искреннее осознанное желание соединения с Богом и постоянный духовный труд на этом пути. Тому, кто рассчитывает получить в Таинстве нечто своекорыстное, и надеется, что Таинство «сработает автоматически», магически, без личного духовного усилия, оно желаемого не принесет, и более того, будет в суд и осуждение.  

В настоящее время даже в церковной среде широко распространены всевозможные заблуждения и злоупотребления, связанные с Таинствами. Все они проистекают именно из неправильного понимания сущности Таинств, и всегда, так или иначе, сводятся к проявлению матери всех грехов — гордости, «самости», отец которой — диавол. Если человек ищет в Таинстве не  Христа, а чего-то своего («чтоб ребенок не болел», «чтобы быть как все», «чтобы жить хорошо») — то это приводит к катастрофе в духовной жизни.

Таинства Православной Церкви разделяются на:

1) неповторяемыеКрещение, Миропомазание, Священство;

2) повторяемыеПокаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак.

Кроме того, существуют еще две категории Таинств:

1) обязательные для всех христиан – Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение;

2) необязательные для всех – Брак и Священство.